советы

Как начать снимать для журналов

И развить себя как профессионала
Антон Земляной
Фотограф
Со времён появления глянцевых журналов издатели приглашали в роли авторов самых ярких представителей творчества, от Сальвадора Дали для иллюстраций обложек Vogue до Трумена Капоте, который писал зачастую вызывающие статьи американскому Harper's Bazaar.
А когда тебя приглашают сотрудничать с журналами и снимать проекты на заказ, появляется возможность объединить свои усилия с самыми талантливыми представителями творческих профессий: от визажистов и мастеров по волосам до моделей и сет-дизайнеров. Другими словами, благодаря журнальным съёмкам ты имеешь возможность выйти на более высокие уровни творчества и профессионализма. Кроме того, с журналами ты сможешь попасть на зачастую недоступные локации (например, в абсолютно пустой Кремль благодаря съёмке для Aizel.ru) или возможность снять иначе труднодоступных героев.
Поэтому попасть в журналы – мечта многих начинающих фотографов. Для одних она так и остается мечтой, у других мысль об этом вовсе угасает, кажется чем-то нереальным, только «для своих» и т. д. Однако есть и те, для которых эта мечта с каждым звонком, с каждой встречей, с каждой новой съёмкой становится на шаг ближе. И в один прекрасный момент ты просыпаешься на своей первой выездной съёмке в Таиланде и, встречая рассвет за чашкой кофе, кайфуешь от мысли: «Вот оно! Как же хорошо, что тогда я не бросил фотографию».

Однако и наслаждение достигнутой целью может продлиться недолго, потому что позже ты узнаешь, что половину твоих съёмок зарезает новый главный редактор. И вот ты знакомишься с уже новыми, ранее неизвестными тебе эмоциями и сомнениями и в твоей карьере начинается новый цикл, новая вершина. А если ты хочешь продолжать снимать, тебе предстоит покорить и её (речь идёт о моей первой поездке в Таиланд для съёмок с Cosmopolitan).

Поэтому попасть в журналы – мечта многих начинающих фотографов. Для одних она так и остается мечтой, у других мысль об этом вовсе угасает, кажется чем-то нереальным, только «для своих» и т. д. Однако есть и те, для которых эта мечта с каждым звонком, с каждой встречей, с каждой новой съёмкой становится на шаг ближе. И в один прекрасный момент ты просыпаешься на своей первой выездной съёмке в Таиланде и, встречая рассвет за чашкой кофе, кайфуешь от мысли: «Вот оно! Как же хорошо, что тогда я не бросил фотографию».

Однако и наслаждение достигнутой целью может продлиться недолго, потому что позже ты узнаешь, что половину твоих съёмок зарезает новый главный редактор. И вот ты знакомишься с уже новыми, ранее неизвестными тебе эмоциями и сомнениями и в твоей карьере начинается новый цикл, новая вершина. А если ты хочешь продолжать снимать, тебе предстоит покорить и её (речь идёт о моей первой поездке в Таиланд для съёмок с Cosmopolitan).

Те, кто прошёл этот путь от сомнений до сотрудничества с журналами, могут смело сказать, что на самом деле это намного проще (заметь, не «легче», а «проще»), чем может показаться изначально. Давай разберём этот процесс, начиная с того что это за таинственные журналы, а потом я расскажу, как это делал (и продолжаю делать) я.
Что такое журналы (а.к.а. глянец)?
Основная цель журналов, как и любого бизнеса, – быть востребованными, то есть приносить прибыль (ещё недавно известные как «печатные издания», сейчас журналы переходят из этой формулировки в новый формат – «журнальный бренд» – и включают в него свои сайты и социальные сети).

Основную прибыль изданиям приносят рекламодатели, а не продажи самих журналов. Рекламодателей, в свою очередь, интересуют читатели и подписчики изданий. А подписчиков и читателей редакция привлекает интересным контентом. Именно в это слагаемое вписываемся мы – фотографы.

Журналы обращаются к фотографам, чтобы интересно (это твой стиль) и качественно (это твой опыт) создать контент для привлечения и удержания аудитории. Если ты понимаешь этот принцип, становится очевидно, что для «попадания в журналы» нужно просто уметь снимать интересно и качественно. В итоге остаётся лишь убедить представителей издания (тебя интересует отдел editorial), что ты сможешь это сделать.
Бэкстейдж нашей съёмки в Кремле для Aizel.ru
Нужно себя всё время подстёгивать. Наш рынок пустой, он подстёгивать не будет.
– Стилист Алена Исаева (интервью)
Цикл журнала
Фотографу важно понять, в каком режиме работают издания, так как, отправив почти подходящее портфолио в не совсем подходящий момент, ты можешь в ответ получить… глухое молчание. Ежемесячный цикл планирования–съёмок–печати журналов начинается с редколлегии, на которой главный редактор задаёт тему предстоящего номера и начинает обсуждение съёмок.

Здесь решают, какие фотографы подошли бы по эстетике. Например, с кем-то хотят поработать стилисты или кого-то хочет взять «на пробу» арт-директор. Также затрагивается немаловажный вопрос финансов. Какие фотографы подошли бы под конкретную съёмку. В этом вопросе подключается продюсер, так как у каждой рубрики свой бюджет.

Период проведения редколлегии – самый благоприятный для фотографа, чтобы напомнить о себе. Если твоё имя прозвучит в устах хотя бы одного из присутствующих, ты уже на полпути к цели.


kogda-visilat-portfolio-v-zhurnal
После редколлегии дело переходит в руки продюсера. Именно он организует команды (фотографов, визажистов, моделей, героев) и договаривается с локациями или студиями для съёмок. Если кто-то из запрошенных стилистом фотографов недоступен, продюсер может предложить ему замену. Например, кого-то более доступного по времени или бюджету. Для тебя это шанс номер 2.

Один из моих крупных клиентов пришёл ко мне как раз после аналогичной ситуации. Съёмка была организована, но фотограф по каким-то причинам снять не смог. А результатами нашего сотрудничества они остались довольны.

Во время съёмок процесс уже запущен, и писать о себе в журналы будет менее продуктивно, так как стилисты и продюсеры по горло в работе и им не до новых фотографов. Однако в этот период можно писать арт-директорам. Они как раз готовят макеты для проходящих в это время съёмок и их завал перед сдачей номера ещё впереди.

После сдачи съёмок арт-директор с командой дизайнеров верстают макеты с выбранными кадрами. Финальные макеты утверждаются главным редактором. Верстаются и все остальные съёмки, обложка, интервью и т. д. Фоторедакторы заказывают хайрезы у фотографов и контролируют, чтобы они были сданы вовремя, до ухода номера в печать. Стилисты зачастую продолжают снимать, продюсеры – организовывать и спасать от форс-мажоров. Их в это время лучше не трогать. Параллельно начинается процесс сдачи всех рубрик номера. Наступает настоящий хаос. Редакторы, арт-директор, дизайнеры, главный редактор, выпускающий редактор – все работают допоздна, часто по выходным. Номер приводят в порядок, чтобы успеть в срок. В эту неделю не советую приглашать кого-либо из них даже на самый вкусный миндальный латте.

После напряжённого графика сдачи, вся редакция отключается, как после сдачи экзаменов. Вся команда несколько дней приходит в себя, чтобы начать этот цикл заново с новыми силами. Период между отдыхом и новым циклом – самый благоприятный для фотографов, чтобы напомнить о себе в любой из форм, доступных современному человеку.

Если вы будете добиваться встреч, не внося заметных улучшений в проект, вы прослывете не «настойчивым», а «назойливым». И не получите ничего.
– Гай Кавасаки, один из первых работников компании Apple, венчурный капиталист.
Какой контент интересен глянцевым журналам?
Классический глянцевый журнал – это тот, который интересует нас, fashion- и портретных фотографов. В основном такие издания на нашем рынке выходят один раз в месяц и в каждом номере содержатся следующие типы съёмок:
портреты (от небольших картинок реальных людей до интереснейших, но порой очень требовательных знаменитостей и обложек)
репортаж
предметная съёмка
beauty
fashion
портреты (от небольших картинок реальных людей до интереснейших, но порой очень требовательных знаменитостей и обложек)
репортаж
предметная съёмка
beauty
fashion
У каждого типа съёмок уникальные требования и возможности. Например, на съёмках портретов реальных людей важно уметь расслабить человека. Потому что его, возможно, профессионально фотографируют впервые. Иногда за 2,5 часа нужно успеть снять в разном освещении обложку и 8 полос со знаменитостью, поскольку больше времени банально нет (такая ситуация была на съёмке с Данилой Козловским для GQ).

И все это дико интересно! Однако ты понимаешь ценность момента уже после съёмки, когда стресс позади. А с каждым новым опытом ты учишься меньше паниковать, либо просто маскировать свою тревогу.
Теперь вернёмся к рубрикам, или «Как начать снимать?»
С точки зрения журналов актуальный для них фотограф – это тот, кто сможет снять одну из постоянных рубрик, упомянутых выше. И при этом не провалить съёмку. Как это можно сделать? Построить себе небольшое портфолио и набраться опыта. Уже после этого тебе нужно убедить конкретных людей в журнале (кстати, таких же, как ты и я), что твой стиль подходит под их эстетику и у тебя достаточно опыта, чтобы не профакапить съёмку. Эти критерии минимальные.
Есть несколько стадий развития фотографа
1
Фотограф = человек + фотоаппарат.
2
Фотограф, у которого есть шанс этим зарабатывать = фотограф + портфолио (эстетика).
3
Актуальный для журнала фотограф = фотограф + портфолио + опыт (видно по портфолио).
4
Почти снимающий фотограф = фотограф + портфолио + опыт + кто-то из журнала должен знать, что ты существуешь.
5
Снимающий фотограф = фотограф + портфолио + опыт + кто-то из журнала в тебя верит.
6
Профессиональный фотограф = в тебя верят в журнале + ты не факапишь съёмки + ты делаешь красиво, выполняешь тех-задачи и не хамишь.
С чего начать?
Для начала тебе нужно выбрать журнал, для которого ты хочешь снимать, и рубрику, через которую планируешь заходить. Именно под эту рубрику и именно в этом журнале тебе нужно нарабатывать своё портфолио. Например, ты хочешь снимать beauty и ювелирку для Elle. Цель поставлена – здорово! Теперь тебе нужно запустить цикл «цель–съёмка–анализ» и повторить его несколько раз, чтобы начать собирать портфолио из этих съёмок. Когда ты начнёшь считать, что готов его показывать (возможно, ты убрал самые слабые съёмки и в портфолио оставил 4 из 8), – отправляй в журнал.
Если тебе не отвечают, то обычно по одной из трёх причин
Ты написал не вовремя (в период съёмок или сдачи)
Ты не угадал по эстетике (плохо изучил рубрику, журнал или последние тенденции)
Ты ещё не снимаешь на достаточном уровне, и это видно по твоему портфолио
Ты написал не вовремя (в период съёмок или сдачи)
Ты не угадал по эстетике (плохо изучил рубрику, журнал или последние тенденции)
Ты ещё не снимаешь на достаточном уровне, и это видно по твоему портфолио
Хорошая новость в том, что решение у всех этих дилемм одно и то же (поэтому я выше писал «просто»)
Проанализировать свои работы и сравнить их с работами актуальных работающих фотографов у нас и за рубежом
Сделать новые съёмки
Отправить обновлённое портфолио в журнал
Проанализировать свои работы и сравнить их с работами актуальных работающих фотографов у нас и за рубежом
Сделать новые съёмки
Отправить обновлённое портфолио в журнал
И этот цикл повторять до тех пор, пока ты не начнёшь снимать. Я продолжаю этот цикл уже 12 лет. Отправляю свои последние съёмки людям, которым хочу о себе напомнить или просто поделиться своими эстетическими прорывами.
Я не хочу видеть и не буду доверять кому-то, кто показывает мне портфолио со всевозможными стилями фотографий (стилл-лайфы, еда, мода и т.д.). Выберите одно или два направления, которые вы любите, и делайте их хорошо.
– Брэндан Алторп, арт-директор Condé Nast (интервью)
Свою первую маленькую съёмку для Vogue я получил после восьмой попытки связаться с ними (e-mail и звонки) в августе 2008-го. А в сентябре 2008-го нас всех ожидал неприятный сюрприз, но об этом в другой раз. С Elle у меня получилось быстрее. Зато потом ушло года 4, чтобы вновь попасть в струю со своим портфолио в версии №5. Для Esquire начал снимать на свой 11-й год. Для L'Officiel – на 3-й месяц. А первое своё портфолио готовил год, пока работал ассистентом.
Кому и как писать?
Я это делал через классический подход: берёшь журнал, звонишь на ресепшен, говоришь, что фотограф. Просишь подсказать, с кем лучше связаться, чтобы отправить портфолио. Тебе дадут либо общую почту отдела editorial, либо почту ассистента редакции, который может переправить сообщение своим коллегам. Бывший арт-директор русского Vogue Брэндан Алторп в своём интервью советует пройти путь ассистирования хорошим фотографам. Это второй вариант знакомства с командами журналов.
Если есть возможность выйти на человека напрямую – это эффективней.
Категории ниже должны тебе помочь

Главный редактор
Если захочет, чтобы ты снял для журнала, – это случится
Арт-директор
Может озвучить свои пожелания по эстетике и попросить стилиста снять с тобой.
Фэшн-директор
Ему доверяет и главный редактор, и арт-директор. Может влиять на то, с кем снимают (или не снимают) другие стилисты для журнала.
Старший редактор моды
Иногда это может быть приглашённый стилист. Снимает с фотографами, с которыми ему комфортно. Обычно их пожелания учитываются.
Младший редактор моды
Снимает рубрики поменьше. Зачастую через эту рубрику фотографы и попадают в журналы, но решение по выбору фотографа обычно принимается коллективно.
Продюсер
Отвечает за организацию всех съёмок и является связующим звеном между фотографом и журналом с точки зрения «сможем ли организовать эту съёмку с этим фотографом на эти даты и за этот бюджет?»
Если есть возможность выйти на человека напрямую – это эффективней.
Категории ниже должны тебе помочь

Главный редактор
Если захочет, чтобы ты снял для журнала, – это случится
Арт-директор
Может озвучить свои пожелания по эстетике и попросить стилиста снять с тобой.
Фэшн-директор
Ему доверяет и главный редактор, и арт-директор. Может влиять на то, с кем снимают (или не снимают) другие стилисты для журнала.
Старший редактор моды
Иногда это может быть приглашённый стилист. Снимает с фотографами, с которыми ему комфортно. Обычно их пожелания учитываются.
Младший редактор моды
Снимает рубрики поменьше. Зачастую через эту рубрику фотографы и попадают в журналы, но решение по выбору фотографа обычно принимается коллективно.
Продюсер
Отвечает за организацию всех съёмок и является связующим звеном между фотографом и журналом с точки зрения «сможем ли организовать эту съёмку с этим фотографом на эти даты и за этот бюджет?»
Сколько шансов в год у фотографа попасть в журнал?
Тут математика очень проста и она должна тебя вдохновить. Если журнал выходит один раз в месяц и редколлегия проходит 12 раз в году на один журнал, то у тебя 12 шансов в году. Если ты себе наметил три журнала как потенциальных заказчиков – то у тебя 36 шансов в год*. Плюс все те моменты, когда какой-то подтверждённый фотограф слетел и все привычные журналу фотографы заняты.
Только помни, что нет смысла отправлять дважды одно и то же портфолио. За каждым использованным шансом должны стоять твои новые съёмки. Они и сделают тебя более опытным и актуальным фотографом, о котором будут знать и которого будут рекомендовать на редколлегии.
* Для большей реальности можно разделить 36 на количество фотографов, которые отправят своё портфолио в этот же год в эти же журналы.
Другие советы
Хочешь поддержать проект Talented-U?

Весь контент на Talented-U я решил разместить в открытом доступе для творческих людей, ищущих ответы на своем пути, особенно в периоды сомнений. Если он для тебя интересен, полезен и вдохновляет на дальнейшие действия, ты можешь выразить свою благодарность, поддержав сайт любой суммой, от стоимости капучино до бизнес-ланча или двух бокалов вина в центре Москвы. Тем самым ты дашь мне знать, что он является для тебя действительно важным.
А это, в свою очередь, важно для меня. Спасибо!

Хочешь первым узнавать о новых постах?
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой обработки персональных данных